1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Уберегли всех

   Принять в голодное военное время более двух тысяч эвакуи-рованных детей, обеспечить детские дома продовольствием, дровами, организовать их санитарное, медицинское обслуживание – такая задача была поставлена перед советскими органами местной власти. Каждому колхозу было определено твёрдое задание: сколько молока, мяса, овощей, прочих продуктов выделить для обеспечения этих детских домов. Никто из воспитанников, несмотря на тяжёлое военное время, не погиб, сусанинцы сохранили всех.
     Пожелтевшие архивные тетради молча хранят скупые, но ценные факты о тех далёких событиях. С той давней поры, когда была сделана первая запись в одной из старых папок, прошло 75 лет. Для бывшего детдомовца – это целая жизнь. Записи Королятинского детского дома ведутся с 25 июня 1942 года. Чей-то потускневший казённый почерк зафиксировал тогда сухие сведения о поступивших на воспитание и содержание детях. Фамилия, имя, отчество, год рождения, родители, откуда прибыл – формальный перечень в разлинованных листах, издавна ставших архивными документами. Большинство таких детей поступало из Ленинграда, из посёлка Вырица Ленинградской области, а также из других мест Советского Союза. Общий список детей Королятинского детдома составлял 102 человека. Их возраст определялся, начиная с 1929 года рождения и по 1934 год. Вместе с детьми из города на Неве были эвакуированы и 8 человек взрослых, все они были трудоустроены нянями, поварами, воспитателями. Детей-ленинградцев, у кого остались в живых родственники, после окончания войны стали разыскивать. Судя по документам, искали немногих детдомовцев, но сохранились письма, где авторы просят руководство детского дома сообщить, есть ли такой-то и та-кой-то ребёнок, просят разрешения забрать его.

     «Товарищ директор! Посылаю справку на воспитанника Зайцева Юрия. Убедительно прошу включить в список для приезда в Ленинград. Мы берём его на иждивение, его тётя и дядя. С товарищеским приветом Соколовы».

   «Здравствуйте, товарищ заведующий! Просим Вас сообщить нам. В Вашем детском доме находится сейчас Сухоруков Валентин Григорьевич. Он не пишет три месяца. Мы беспокоимся». Есть и другие письма.
      В сусанинском архиве хранится акт передачи воспитанницы Вали Поляковой своим родственникам: отцу, Владимиру Васильевичу Полякову и матери П.Быстровой. При передаче Вале выдали с собой одежду («пальто осеннее, ботинки, чулки, платье новое, платье старое, сорочки – две, трусы – две, косичок – один») и сухой паёк на пять дней: хлеб – 2,5 кг, масло сливочное – 100г, сах. песок – 225 г, яйца – 5 шт., мыло туалетное – 1 кусок…).
   Проследим короткий жизненный отрезок воспитанника Николая Ливерьевича Васильева, перелистывая его личное дело. Место рождения: г. Ленинград, улица Дровяная, д.6, кв. 80. Отец Коли, Ливерий Андреевич Васильев, ушёл рядовым воевать. Мама умерла с голода в блокаду. В семье осталось четверо малолетних детей. Подросток оказался в Королятинском детском доме, судьба остальных неизвестна. В акте от 16 мая 1942 года говорится, что «с ребёнком Васильевым Николаем приняты продуктовые и хлебные карточки». Они были подшиты в личное дело этого мальчика. За годы, проведённые в детском доме, Коля Васильев подрос, освоил положенные научные дисциплины и уехал учиться в г. Макарьев, поступив в ремесленное училище №1. Оттуда он писал письма. «Привет из Макарьева! Здравствуйте, Галина Андреевна! Я живу ничего, но скучаю. Я учусь на токаря, Смирнов – на моториста, а Жигунов – на кузнеца. Галина Андреевна, если можете, пришлите валяные сапоги с калошами. Напишите, как у вас дела. У меня – хорошие. Как провели 32-ю годовщину Октября? Галина Андреевна, река у нас замёрзла. Мы катаемся на коньках, но их мало. Передайте привет Михаилу Ивановичу и всем воспитателям, и Анастасии Петровне, Ильину Павлу Ивановичу…» В 50-х годах Николая Васильева разыскивала некая т. Шура, жительница Ленинграда, просила откликнуться его и Тоню (может быть, сестру).
    Анастасия Петровна Ильина хорошо знакома жителям п. Сусанина – тем, кто постарше. Эвакуированная вместе с блокадными детьми, она работала воспитателям в детском доме, а потом, после войны, руководила Домом пионеров в с. Сусанино. И до сих пор с благодарностью её сусанинские воспитанники, которых она учила рукоделию, вязанию крючком и спицами, вспоминают её, помнят и её рассказ о пережитых годах блокады.
   Возможно, наши читатели помнят и остальных названных в письме Коли Васильева, воспитателях и расскажут нам о них.
   По материалам Сусанинского архива и газеты «Сусанинская новь».

 

Пожалуйста, оцените статью: 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [3 Голоса (ов)]

 

Логотип

Кто Online?

Сейчас 76 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте