1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Велосипед (рассказ)


По деревне идет почтальон. Его уже не боятся, как было в войну, а, наоборот, увидев, с тайной надеждой замирают: а вдруг несет весточку от пропавшего без вести отца, брата, друга? Вдруг, и похоронка, которую получили, была ошибкой, когда тот, кого недавно оплакивали, жив и здоров? И вот письмо от него пришло, пишет, что ранен, в госпитале лежит, ведь бывали же такие случаи. Сегодня почтальон принес телеграмму Прасковье Смирновой: «Завтра буду Буй, встречай».

Детки запрыгали от радости, кока перекрестилась, глядя на икону, хозяйка сквозь слезы прошептала: «Наконец-то и мы дождались».

«Поскорее бы завтра», – думали ребятишки и просили мать, чтобы взяла их с собой в Буй. Мать будто не слышала их хныканья, хлопотала по дому, сходила на телятник, на конюшню, потом опять принялась за домашние дела. А утром, проснувшись «ни свет ни заря», запрягла лошадь и отправилась в путь.

Весь день выбегали ребята на дорогу, смотрели, не едут ли. «Папка, папка, поскорей бы…», – твердили они без умолку и, в то же время, немножко побаивались: «А какой он – папа?» Рая отца почти не помнит, ей было 4 года, когда он ушел на фронт, Лиде только годик исполнился, а старший Коля, хоть и помнит, но тоже какое-то волнение испытывает. Но больше всего они беспокоились о том, чтобы не разминулись в дороге родители. Кока успокаивала: «Не разминутся!»

Наконец, кто-то показался вдали. «Едут, это они», – крикнул Коля сестренкам. И вот она, долгожданная встреча. «Папа!», – бросились они в объятия отца. И вдруг замерли, увидев велосипед, лежавший на телеге. Больше уже для них ничего на свете не существовало. «Вот это да! Настоящий! Большой!». Всю дорогу до дому, идя рядом с телегой, они не сводили с него глаз, трогали его, гладили. Это был трофейный велосипед, который вез отец из самого Берлина.

С того дня, как вернулся отец, началась новая жизнь. Стало, как говорили, «маленько полегче». Вся мужская работа по дому теперь в руках Павла, да и атмосфера в доме совсем другая. Все другое. Вот не было велосипеда, а теперь есть. Ни у кого в деревне нет, а у них есть. Стоял он в терраске, а где же ему еще стоять, не в сарае же и не на дворе. Аккуратно прикрыт стареньким покрывалом. Деревенские ребятишки приходили на велосипед посмотреть, потрогать, спрашивали Колю: «Дашь покататься?»

«Дам», – важно отвечал тот, хотя не знал, когда сам на него сядет и будет кататься. Незаметно наступила осень, а потом и зима. Ни о какой езде на велосипеде уже не было и речи. Ждали лета. И, вот оно, второе послевоенное лето. Может, чуть полегче предыдущего, но все те же дела и заботы. «Глав-ное, чтобы войны не было!», – тихо вздыхая, говорили деревенские бабенки.

А для Коли главным было – научится ездить на велосипеде. Наконец-то мечта сбылась! Сестренки бегали вдогонку за братом, когда тот гонял по деревенской улице, вызывая переполох среди зазевавшихся куриц и гусей. Друзья завидовали Коле, а он давал им подержаться за руль, а вот прокатиться – ни-ни! Жалел, не сломали бы!

Лето было в разгаре. В этот самый «разгар» разразилась страшная гроза. Молния ударила в соседний дом, от которой тот загорелся. Пожар, гроза, ливень, сверкающие молнии, ветер гнул к земле деревья, горящие щепки и искры разлетались в разные стороны.

Павел под проливным дождем спасал свою избу, всю ночь спасал. Спас. Но сам простудился и заболел. Врачи поставили диагноз – воспаление легких. Долго лежал в больнице, лечился дома, но легче не становилось. Да к тому же, дали о себе знать старые раны.

«Вези в город», – сказал Прасковье местный врач. Повезла она на телеге полуживого мужа в Кострому. В городской больнице медсестра, увидев больного, спросила, как «обухом ударила»: «Помирать что ли привезла?»

Как в воду глядела. Умер Павел. Опять все заботы легли на хрупкие женские плечи.

Накануне нового учебного года, посчитав семейный доход, Прасковья поняла, что его не хватит на малую часть того, что надо купить деткам к школе. Пошла в терраску, сняла покрывало с велосипеда, погладила заграничную диковинку, и приняла, как ей казалось, единственно правильное решение – продать его. «Прости, Паша!», – сказала она и заплакала.

1 сентября Коля, Рая и Лида, одетые не хуже других, с полным набором необходимого для учебы, переступили порог школы. Жизнь продолжалась. Но уже без отца и привезенного из далекой Германии велосипеда.

И.А. Маганова, село Андреевское.

 

 

Пожалуйста, оцените статью: 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.00 [1 Голос]

 

Логотип

Кто Online?

Сейчас 95 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте