1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Слово о маме. Памяти Лидии Ивановны Камакиной

Говорят, человек, сколько бы ему ни было лет, становится по-настоящему взрослым, когда покидают этот мир его родители. Что ж, в таком случае мы стали «стопроцентно» взрослыми: ушла из жизни наша дорогая, любимая, незабвенная мама – Камакина Лидия Ивановна (16.12.1930-14.05.2022). Ушла вслед за отцом, пережив свою «вторую половину» всего на четыре месяца. Теперь они вместе. Теперь мама там, где нет болезней и страданий. А нам тяжело и горько.

Но это, осмелимся утверждать, не только наша личная потеря. Право считать так нам дает вся мамина жизнь, ее любовь к труду и к сусанинской земле, ее старания сделать эту землю лучше и краше. Она считала ее своей родной землей, хотя появилась на свет в другом месте.

Мама родилась и выросла в деревне Рудниково Любимского района Ярославской области. В крестьянской семье, семье Исаковых. Сказать, что детство мамы было трудным, наверное, ничего не сказать. Детства, по сути, не было. Сначала – голодное, «лихое» предвоенное десятилетие. Затем – ад военных лет и немногим менее трудные послевоенные годы.

Дедушка Иван, мамин отец, ушел на фронт в начале июля 1941 года. Последнее письмо от него пришло в конце лета 1941-го. После этого – молчание. Пропал без вести. Известно лишь, что дивизия, в которой он воевал, 166-я стрелковая, защищала Москву и во время наступления немцев попала в так называемый Вяземский котел. Сражалась в окружении и была практически полностью уничтожена. Пробиться к своим смогла лишь горстка бойцов и командиров.

Тем не менее погибшим дедушку признали только после войны. До этого семье не было никакой помощи от государства, никаких пособий. А на руках у бабушки осталось пятеро детей. Мал мала меньше: старшей – 14 лет, младшему – 3 годика.

Нашей маме, Лиде Исаковой, было 10, когда началась война. Учебу в школе пришлось совмещать с работой в колхозе. А после окончания четвертого класса учебу и вовсе пришлось прервать. Хотя училась мама блестяще. Четвертый класс, то есть начальную школу, она окончила с похвальной грамотой.

12-летняя девчушка стала колхозницей. Работала наравне со взрослыми. Работала в буквальном смысле на фронт: ее звено выращивало табак – стратегически важный для военного времени продукт. Скидок на возраст не делалось. Достаточно сказать, что маме и ее подругам-ровесницам приходилось самостоятельно управляться с колхозными быками – основным гужевым транспортом. «Когда в первый раз стали с подружкой запрягать быка, не знали, как подступиться, как надеть хомут, – вспоминала она. – Горе: и у нас ничего не получается, и бык нас не слушается...»

За свой вклад в Победу мама была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». «Вздохнешь и охнешь», – говорила она, рассказывая о том времени. Самым «ярким» ее воспоминанием была погрузка зерна на железнодорожной станции. Мужчин в колхозе вообще не было, а взрослые женщины заняты другими делами, поэтому выращенный хлеб приходилось отвозить девочкам-подросткам. Одна взваливала мешок с зерном себе на плечи, другая поднималась в вагон – принимала груз. А мешочки были в полцентнера весом...

В школу мама смогла вернуться лишь в конце войны. 10-й класс окончила в 1950-м. По поводу того, куда идти учиться дальше – и идти ли вообще, – никаких сомнений не было: только в пединститут! Работа в школе была ее мечтой. Еще когда мама была школьницей, ее прозвали «учительницей» – за то, что любила возиться с детьми.

Поступила в Костромский педагогический, на биологический факультет. Два года учебы пролетели быстро. Два года – потому, что училась по сокращенной программе: стране тогда остро требовались учительские кадры. Полный институтский курс мама прошла через несколько лет после окончания первой ступени – уже заочно.

Очень хотела работать в родных местах, в той школе, в которой училась сама. Однако сначала молодого специалиста распределили в Ямало-Ненецкий национальный округ. На самый берег Северного Ледовитого океана – в район Тазовской губы. Но в конце концов высокое начальство, приняв во внимание, что речь идет о семье погибшего фронтовика, в которой к тому же двое инвалидов, нуждавшихся в постоянной помощи (мамина старшая сестра и младший брат), сжалилось и направило маму поближе к родной деревне – в Сусанино.

В поселок – тогда еще это было село – она приехала в сентябре 1952 года. Устроилась на работу в Сусанинскую среднюю школу. Врастание в новую жизнь шло непросто: учительский коллектив принял новичка довольно настороженно. «У меня подушка насквозь от слез промокала, – признавалась мама. – Все учителя друг друга хорошо знали, все учились в одной школе. А у меня никого здесь нет. Чужой человек».

Немало слез было пролито и по поводу собственно работы. Авторитет был завоеван не сразу. Миниатюрную 21-летнюю учительницу поначалу часто принимали за ученицу старших классов. Класс, который ей достался, в котором ей поручили вести классное руководство, тоже был, мягко говоря, не подарок. «Буянистый был класс: два второгодника и три третьегодника! – вспоминала мама. – Все от него ревели».

Но она справилась. Она не ошиблась с выбором профессии: педагогика действительно была ее призванием. Скоро это стало очевидным и для коллег по работе: лед отчуждения быстро растаял. Из «чужой» она стала «своей». Появились друзья и подруги... А потом появилась и любовь: сердце мамы покорил молодой механик МТС Володя Камакин. Родители расписались в январе 1954 года и прожили вместе без малого 68 лет – пока не разлучила смерть.

Мама преподавала в школе биологию и химию. Какое-то время работала также в вечерней школе и в школьном интернате. Но, наверное, самым трудоемким участком ее работы, стоившим ей больше всего крови, пота и нервов, был школьный учебно-опытный участок, которым она заведовала на протяжении многих лет. Ее «крест» и ее гордость.

Мама приложила много усилий, чтобы поднять эту «целину» и поддерживать ее в образцовом состоянии. За что неоднократно награждалась грамотами РОНО. Высшей же формой признания маминых заслуг стало занесение ее имени в Книгу почета Костромской областной выставки достижений народного хозяйства.

Но, безусловно, главной ее книгой почета являются сердца учеников, многие из которых по сей день вспоминают Лидию Ивановну Камакину с большой благодарностью. С теми же добрыми чувствами, мы уверены, маму вспоминают ее коллеги, соседи по дому, по ее любимой даче... Да, наверное, все, с кем она пересекалась в своей жизни. По-другому не может быть, потому что она была очень добрым, очень чутким, отзывчивым, бескорыстным, светлым человеком.

Ну а ту благодарность, ту нежность и ту боль, которые испытываем мы, вспоминая о маме, вообще не измерить и не передать никакими словами. Но к глубокой печали примешивается и чувство гордости. Спи спокойно, дорогая мамочка. Ты прожила нелегкую, трудную, но вместе с тем прекрасную, достойную жизнь. Спасибо, родная, тебе за все.

Андрей КАМАКИН.
Ирина КУДРЯВЦЕВА.
PS. Выражаем благодарность всем, кто пришел проводить нашу дорогую маму в последний путь, всем, кто помог в трудную минуту, всем, кто высказал слова сочувствия и поддержки.

 

 

Пожалуйста, оцените статью: 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.81 [21 Голоса (ов)]

 

Логотип

Кто Online?

Сейчас 95 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте